О стандарте IRIS Rev02
IRIS — это общепризнанный международный стандарт, определяющий базовые требования к производителям железнодорожной техники и поставщиков компонентов для предприятий железнодорожной отрасли. Стандарт IRIS создан при поддержке UNIFE (Европейская Ассоциация Производителей Железнодорожной Техники) и является основой повышения эффективности деятельности предприятий железнодорожного машиностроения. Сертификация по стандарту IRIS позволит отечественным предприятиям быть конкурентоспособными на международном рынке транспортных услуг и обслуживать подвижной состав не только внутри России, но и за рубежом.
Принятие нового международного стандарта в области качества ISO 9001 способствовало разработке новых отраслевых стандартов. Над созданием подобного узкоспециализированного стандарта на основе ISO 9001 стали задумываться и в железнодорожной индустрии. В 1999 г. возникла идея создания отраслевого стандарта IRIS – Inter), учитывающего специфические особенности железнодорожной промышленности. К работе над разработкой этого документа подключились лидеры железнодорожной индустрии; компании Siemens и Bombardier.
К 2006 году была создана первая официальная версия стандарта IRIS для поставщиков железнодорожной отрасли. Главной целью IRIS является развитие и внедрение единой системы для оценки и сертификации систем менеджмента качества, характерных для сферы железнодорожной промышленности. IRIS основана на требованиях ISO 9001:2000 и добавляет специфические требования, свойственные для системы качества железнодорожной отрасли, например, относительно Руководства проектом, Проекта, и т.д.
1 ноября 2007 г. была опубликована редакция стандарта IRIS Rev01 (введена в действие с 1 января 2008г), а 18 июня 2009г была опубликована новая редакция стандарта IRIS Rev02, которая введена в действие с 1 января 2010г
Стандарт IRIS включает в себя основополагающие требования ISO 9001 и определяет элементы поэтапного улучшения менеджмента предприятия, устанавливает необходимую автоматизацию документооборота, следит за обучением персонала принципам управления качеством, содержит особые методы сбора и анализа информации о работе компании в целом. Поставщики компонентов для главной компании-производителя, а также дочерние филиалы головной компании должны обладать сертификатом IRIS и владеть инструментом управления.
Сертификация по стандарту IRIS проводится на добровольной основе, в том числе в рамках соглашений. Для того чтобы успешно конкурировать на внутреннем и мировом рынках такая сертификация является просто необходимой. Прежде чем пройти сертификацию IRIS требуется подтвердить соответствие систем менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001. Таким образом, внедрение и сертификацию IRIS лучше проводить после широкого внедрения на железных дорогах системы управления качеством по стандарту ISO 9001.
Сегодня IRIS — это общепризнанный международный стандарт, определяющий базовые требования к производителям железнодорожной техники и поставщиков компонентов для предприятий железнодорожной отрасли. Сертификация по стандарту IRIS позволит отечественным предприятиям быть конкурентоспособными на международном рынке транспортных услуг и обслуживать подвижной состав не только внутри России, но и за рубежом.
На май 2011, прошли сертификацию на соответствие требованиям стандарта IRIS 600 компаний во всем мире. В политике ОАО Российские железные дороги по стратегическому управлению производителями в области обеспечения качества запланирован поэтапный переход железнодорожного машиностроения к 2015 году на требования стандарта IRIS. По данным ОАО “РЖД”, около 25% всех сбоев на сегодняшний день происходит из-за поставок некачественной продукции. Существующие стандарты и нормативы не гарантируют ответственность поставщиков. Таким образом, в скором времени требования по выполнению IRIS появятся в российских договорах на поставку продукции, и будет обязательным условием для участия в тендерах и конкурсах.